Тема 1. Начальное обучение

Задачи темы 1 отрабатываются на площадке начального обучения (автодроме).
К занятиям могут быть допущены только те обучаемые, которые изучили общее устройство мотоцикла и ознакомились с Правилами дорожного движения.
Во время обучения вождению инструктор должен находиться на таком месте площадки (автодрома), откуда ему удобнее наблюдать за обучаемым и руководить его действиями, используя рации для подачи команд на изменение режима движения, а также указаний, касающихся техники вождения.
Для отработки упражнений начального обучения желательно использовать легкие по массе и потому более удобные мотоциклы класса 125 - 250 см3.
Желательно также, чтобы обучаемые, прежде чем приступить к вождению мотоцикла, научились ездить на велосипеде. Тогда им легче будет освоить приемы вождения мотоцикла, а также сохранять равновесие при поворотах и торможении.
При отработке упражнений темы 1 инструктору необходимо обращать особое внимание на соблюдение обучаемыми правил техники безопасности, так как они впервые приступают к вождению мотоцикла, а большинство травм приходится именно на этот период обучения.
Обучаемые должны: пускать двигатель и начинать движение только с разрешения инструктора; при контрольном осмотре и ежедневном техническом обслуживании мотоцикла применять только исправные инструмент, оборудование и приспособления; в ходе обучения не допускать перегрева двигателя.

Упражнение 2. Трогание с места и остановка мотоцикла.

Задачи упражнения:
1. Подготовка двигателя к пуску и пуск его. Прогрев двигателя.
2. Плавное трогание мотоцикла с места на первой передаче, движение по прямой 30 - 50 м. Поддержание соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя. Сохранение равновесия. Остановка мотоцикла торможением.
3. Ускорение или замедление движения путем изменения режима работы двигателя. Выбор места для остановки. Остановка двигателя.
Цель: научить обучаемого троганию с места, движению по прямой, остановке мотоцикла торможение двигателя.
Время: 1 ч.
Метод: практическое занятие по вождению.
Место: площадка начального обучения (автодром).
Материальное обеспечение: учебный мотоцикл, рация, флажки.

Порядок проведения занятия и расчет времени

1. Подготовка двигателя к пуску и пуск его. Прогрев двигателя.
Учебный мотоцикл находится в исходном положении на площадке начального обучения. Инструктор предлагает обучаемому рассказать, как подготовить двигатель к пуску и произвести пуск его, а затем дает задание осуществить подготовку двигателя к пуску, пуск и прогрев его.
Обучаемый по команде инструктора "Подготовить двигатель к пуску" готовит его к пуску; по команде "Пуск" производит пуск и прогрев холодного двигателя.
Инструктор следит, чтобы обучаемый при прогреве не развивал большую частоту вращения коленчатого вала двигателя.
По команде "Глуши" обучаемый останавливает двигатель. Инструктор указывает обучаемому на допущенные им ошибки и продолжает тренировку.

2. Плавное трогание мотоцикла с места на первой передаче, движение по прямой 30 - 50 м. Поддержание соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя. Сохранение равновесия. Остановка мотоцикла торможением.
Инструктор объясняет и показывает обучаемому, как производится трогание мотоцикла с места, движение по прямой и остановка мотоцикла торможением.
При трогании с места необходимо:
- снять мотоцикл с подставки, для чего взяться левой рукой за руль, а правой за седло толкнуть мотоцикл вперед, носком правой ноги поднять подставку;
- проверить нейтральное положение рычага переключения передач;
- пустить двигатель и прогреть его;
- сесть на седло мотоцикла, взявшись обеими руками за руль;
- левой ногой, отставленной в сторону, опереться о грунт, наклонить мотоцикл влево с упором бензобака на внутреннюю часть бедра левой ноги;
- подать предупредительный сигнал и осмотреться;
- выжать рычаг управления сцеплением и включи первую передачу;
- поворотом рукоятки управления дросселем на себя медленно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя и одновременно плавно отпустить рычаг сцепления и тронуться с места;
- с началом движения поставить ноги на подножки. При этом носок стопы правой ноги должен находиться над педалью ножного тормоза.
Инструктор напоминает обучаемому, что двигаться нужно на первой передаче. Поворачивать рукоятку управления дросселем следует плавно и на такую величину угла, которая позволит развить необходимую частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Инструктор еще раз напоминает обучаемому, что для остановки мотоцикла торможением необходимо: не доезжая до обозначенной линии, поворотом рукоятки управления дросселем от себя снизить частоту вращения коленчатого вала двигателя; плавно нажимая носком правой ноги на педаль тормоза, а рукой на рычаг ручного тормоза, затормозить; выключить сцепление и передачу. Закончив объяснение и показ, инструктор предлагает обучаемому по соответствующей команде снять мотоцикл с подставки, пустить двигатель, принять правильное положение на мотоцикле, осуществить трогание с места, движение по прямой и остановку мотоцикла торможением.
Для тренировки инструктор отмечает на площадке начального обучения (автодроме) флажками исходное положение и линию остановки.
Задачи упражнения обучаемый повторяет несколько раз, пока не освоит приемы трогания с места, движения по прямой и остановок.
В ходе тренировки инструктор добивается, чтобы обучаемый принимал правильное положение за рулем, уверенно действовал органами управления, следил за скоростью движения мотоцикла, плавно трогался с места и останавливался.

3. Ускорение или замедление движения путем изменения режима работы двигателя. Выбор места для остановки. Остановка двигателя.
Инструктор напоминает обучаемому, что скорость движения на мотоцикле можно изменять с помощью дроссельной заслонки (без изменения передач). Медленным поворотом рукоятки управления дроссельной заслонкой на себя увеличивают подачу топлива в камеру сгорания двигателя, а следовательно, частоту вращения коленчатого вала, а значит, и скорость движения мотоцикла. Поворотом рукоятки управления дросселем от себя частоту вращения коленчатого вала двигателя уменьшают и, следовательно, уменьшают скорость движения мотоцикла.
При этом в зависимости от дорожной обстановки дроссельную заслонку можно открывать быстро или медленно. Например, при преодолении подъема дроссельную заслонку следует открывать быстро, а после преодоления подъема - медленно прикрывать.
Для остановки мотоцикла надо выбрать место остановки, подать предупредительный сигнал, выехать на обочину или на правый край проезжей части и остановиться.
Инструктор напоминает обучаемому, что для глушения двигателя необходимо уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя путем поворота рукоятки управления дросселем от себя, выключить зажигание.
Закончив объяснение и показ, инструктор приступает к тренировке обучаемого. Сам находится в центре кольцевого маршрута и подает команды: "Ускорить движение", "Замедлить движение", "Сделать остановку", "Заглушить двигатель". На остановках указывает на допускаемые обучаемым ошибки и в ходе тренировки добивается их устранения.

Ошибками следует считать: нарушение правил пуска двигателя, неплавное трогание с места, остановку двигателя по вине обучаемого, нарушение техники остановки мотоцикла.