Тема 1. Начальное обучение

Задачи темы 1 отрабатываются на площадке начального обучения (автодроме).
К занятиям могут быть допущены только те обучаемые, которые изучили общее устройство мотоцикла и ознакомились с Правилами дорожного движения.
Во время обучения вождению инструктор должен находиться на таком месте площадки (автодрома), откуда ему удобнее наблюдать за обучаемым и руководить его действиями, используя рации для подачи команд на изменение режима движения, а также указаний, касающихся техники вождения.
Для отработки упражнений начального обучения желательно использовать легкие по массе и потому более удобные мотоциклы класса 125 - 250 см3.
Желательно также, чтобы обучаемые, прежде чем приступить к вождению мотоцикла, научились ездить на велосипеде. Тогда им легче будет освоить приемы вождения мотоцикла, а также сохранять равновесие при поворотах и торможении.
При отработке упражнений темы 1 инструктору необходимо обращать особое внимание на соблюдение обучаемыми правил техники безопасности, так как они впервые приступают к вождению мотоцикла, а большинство травм приходится именно на этот период обучения.
Обучаемые должны: пускать двигатель и начинать движение только с разрешения инструктора; при контрольном осмотре и ежедневном техническом обслуживании мотоцикла применять только исправные инструмент, оборудование и приспособления; в ходе обучения не допускать перегрева двигателя.

Упражнение 3. Переключение передач в восходящем порядке.

Задачи упражнения:
1. Пуск и прогрев двигателя. Проверка показаний; контрольно-измерительных приборов.
2. Трогание мотоцикла с места, разгон, переключение передач с первой до высшей, движение и остановка торможением.
Цель: закрепить практические навыки обучаемого в пуске и прогреве двигателя; привить навыки в переключении передач в восходящем порядке.
Время: 1 ч.
Метод: практическое занятие по вождению.
Место: площадка начального обучения (автодром).
Материальное обеспечение: учебный мотоцикл, рация, флажки.

Порядок проведения занятия и расчет времени

1. Пуск и прогрев двигателя.
Задачи упражнения отрабатываются на площадке начального обучения (автодроме). Учебный мотоцикл находится в исходном положении.
Инструктор просит обучаемого рассказать, как производится подготовка двигателя к пуску, пуск его и прогрев. Затем предлагает ему выполнить подготовку к пуску, пуск и прогрев двигателя. В ходе тренировки инструктор следит, чтобы обучаемый последовательно выполнял операции при подготовке двигателя к пуску (как это было показано ему при отработке упражнения 1).

2. Трогание мотоцикла с места, разгон, переключение передач с первой до высшей, движение и остановка торможением.
Инструктор напоминает обучаемому, что передачи включают, поднимая рычаг переключения передач вверх. Для этого необходимо носок стопы левой ноги опустить и подвести под рычаг переключения передач и резким (но без удара) движением поднять его вверх, в верхнее крайнее положение.
Для включения второй передачи необходимо: разогнать мотоцикл, выключить сцепление и одновременно поворотом рукоятки управления дросселем от себя уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя, переключить рычаг переключения передач на вторую передачу. Включив вторую передачу (доведя стопу ноги до упора), плавно включить сцепление и поворотом рукоятки управления дросселем на себя увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя.
Закончив объяснение и показ, инструктор предлагает обучаемому по соответствующим командам пустить двигатель. Сесть на мотоцикл, тронуться с места, проехать по кругу с переключением передач с первой до высшей и остановить мотоцикл на линии "стоп" торможением.
Движение по кругу повторяют 3 - 4 раза. В ходе тренировки инструктор добивается, чтобы обучаемый принимал правильную посадку, четко и умело действовал рычагами управления, полностью включал передачи, правильно подбирал частоту вращения коленчатого вала двигателя при переключении передач, непрерывно наблюдал за дорогой, при движении не смотрел на рычаг и педали управления, следил за скоростью.

Ошибками следует считать: затрату лишнего времени на пуск двигателя, нарушение последовательности переключения передач, резкое торможение нарушение техники вождения.