преодоление поворотов

Техника преодоления поворотов на мотоцикле

Двигаться прямо, в общем-то, не трудно, если при этом ничто не препятствует движению, например, проскальзывание колеса или его пробуксовка или охоты мотоциклиста проехаться на одном только заднем колесе. Именно от того, как правильно и легко вы будете преодолевать повороты, зависит безопасность и скорость езды. В мотоциклетном спорте в зависимости от его вида - кольцевые или ледовые гаревые или мотокросс, триал или какой-либо другой - существуют не только различия в конструкции машин, но и в специфике преодоления поворотов. Но общее все же есть - все гонщики и простые мотоциклисты советуют завершить торможение до вхождения в поворот. У гонщиков это называется оттормозиться. При повседневной езде также нельзя исключать это правило.

В любом мотоспорте, разве что кроме триала, основным критерием безупречности техники прохождения поворота является преодоление его с наибольшей скоростью, какой только возможно. В повседневных поездках такой цели нет, а необходимо преодолеть поворот как можно более уверенно, имея некоторый запас скорости.

Когда вы входите на участок поворота мысленно нарисуйте себе траекторию движения - кривую наибольшего радиуса.

При поездке по шоссе общего назначение необходимо учитывать не только правила дорожного движения, но и соображения собственной безопасности. Положение рукоятки газа и включенная скорость должны непременно соответствовать коэффициенту сцепления колес с дорогой. При этом распределение массы мотоциклиста на машине должно быть избрано в соответствии с покрытием и приемом преодоления поворота.

Для того, что бы выполнить плавный вход в поворот необходимо замедлить движение, но не при помощи тормозов, а немного отпуская рукоятку газа тормозя при этом двигателем. Заключительный отрезок поворота чаще всего проходит с постепенным увеличением скорости движения. Наибольший акцент при обучении технике прохождения поворотов следует сделать на наклон мотоцикла и правильную посадку.

Наиболее популярное положение мотоциклиста - это когда тело наклонено под тем же углом, что и машина. Этот метод является классическим и для типичных условий подходит наилучшим образом. Так проходят поворот большинство водителей мотоциклов. При дорожном покрытии с небольшим коэффициентом сцепления или при желании пройти поворот по наименьшему радиусу необходимо наклонить мотоцикл на угол больший, чем наклон тела. При этом колесо сильнее поворачивается внутрь за счет увеличения поворотного момента передней вилки.

Если тело наклонить сильнее, чем машину, то опрокидывающая сила увеличится. Этот метод наиболее подойдет для преодоления поворота в рыхлом грунте - снегу или песке, по колее или на склоне. Кроме наклона ела необходимо выставить в сторону поворота ногу, сняв ее с подножки или согнув в коленном суставе. Иногда эффективно можно немного сместиться внутрь поворота с сидения мотоцикла. При шоссейно-кольцевых гонках это прием применяется достаточно часто. При этом мотоциклист буквально касается коленом дорожного покрытия. Этот стиль даже получил название среди мотогонщиков - с коленочкой. На таких машинах установлена специальная резина - по составу профилю и протектору, поэтому резерв сцепления покрышек с дорожным покрытием еще далеко не исчерпан, но на еще больший угол наклон мотоцикла не возможен. Но на общественных дорогах и шоссе такой способ поворота использовать нельзя, даже если ваш мотоцикл - спортбайк. Такой метод применим исключительно при поездках на очень высокой скорости и на идеально чистой поверхности дорожного покрытия, что в условиях трасс общего пользования обеспечить не представляется возможным. На трассе могут оказаться различные посторонние предметы - грязь и песок, масло и мусор, что не позволяет даже самым хорошим колесам обеспечить максимального сцепления с поверхность. Помимо этого этот метод требует высокого профессионализма и большого опыта вождения.

Скорость движения и радиус поворота влияют на скорость наклона тела водителя и машины - чем меньше радиус и больше скорость езды, тем быстрее необходимо наклониться самому и наклонить мотоцикл. Если радиус поворота не велик, до 5 метров, то скорость его прохождения ограничивается скоростью наклона. Быстрота реакции и быстрый наклон необходим так же при неожиданно возникших препятствиях или при угрожающем ДТП. Тренироваться в скорости наклона можно с использованием разметки на площадке в виде змейки и учиться проходить ее с все большей скоростью или применять для этого прерывистую разметку дороги в отсутствии других транспортных средств на ней.

В спортивной езде прием на повороте, называемый «управляемый занос», является оптимальным, при езде по дорогам общего пользования его следует избегать, так как самое главное это безопасная езда с соблюдением ПДД и здоровье ваше и других участников дорожного движения.

Тимошенко Андрей