Тема 1. Начальное обучение

Задачи темы 1 отрабатываются на площадке начального обучения (автодроме).
К занятиям могут быть допущены только те обучаемые, которые изучили общее устройство мотоцикла и ознакомились с Правилами дорожного движения.
Во время обучения вождению инструктор должен находиться на таком месте площадки (автодрома), откуда ему удобнее наблюдать за обучаемым и руководить его действиями, используя рации для подачи команд на изменение режима движения, а также указаний, касающихся техники вождения.
Для отработки упражнений начального обучения желательно использовать легкие по массе и потому более удобные мотоциклы класса 125 - 250 см3.
Желательно также, чтобы обучаемые, прежде чем приступить к вождению мотоцикла, научились ездить на велосипеде. Тогда им легче будет освоить приемы вождения мотоцикла, а также сохранять равновесие при поворотах и торможении.
При отработке упражнений темы 1 инструктору необходимо обращать особое внимание на соблюдение обучаемыми правил техники безопасности, так как они впервые приступают к вождению мотоцикла, а большинство травм приходится именно на этот период обучения.
Обучаемые должны: пускать двигатель и начинать движение только с разрешения инструктора; при контрольном осмотре и ежедневном техническом обслуживании мотоцикла применять только исправные инструмент, оборудование и приспособления; в ходе обучения не допускать перегрева двигателя.

Упражнение 1. Ознакомление с органами управления. Пользование ими.


Задачи упражнения:
1. Посадка обучаемого на мотоцикл, положение за рулем, сход с мотоцикла.
2. Ознакомление с расположением и назначением органов управления. Пользование ими.
3. Тренировка в трогании с места, переключении передач и торможении при неработающем двигателе.
4. Подготовка двигателя к пуску и пуск его. Прогрев двигателя.
5. Отработка навыков открывания дросселя. Тренировка в трогании с места, переключении передач с низшей на высшую и торможение на мотоцикле с работающим двигателем и поднятым ведущим колесом.
Цель: научить обучаемого правильной посадке на мотоцикл; ознакомить его с органами управления и контрольно-измерительными приборами, правилами пользования ими при пуске и остановке двигателя.
Время: 1 ч.
Метод: практическое занятие по вождению.
Место: площадка начального обучения (автодром).
Материальное обеспечение: учебный мотоцикл, рация.

Порядок проведения занятия и расчет времени

1. Посадка обучаемого на мотоцикл, положение за рулем, сход с мотоцикла.
Задачи упражнения отрабатываются на площадке начального обучения. Учебный мотоцикл должен быть установлен на подставках и надежно закреплен. Заднее колесо мотоцикла должно быть вывешено, т. е. укреплено в поднятом состоянии так, чтобы оно не касалось земли.
Инструктор объясняет и показывает обучаемому, в какой последовательности выполняется посадка на мотоцикл:
- подойти к мотоциклу с левой стороны;
- взяться обеими руками за руль, перекинуть правую ногу через мотоцикл и опереться обеими ногами о грунт;
- свободно, без напряжения несколько раз подняться и опуститься на седло.
Инструктор напоминает обучаемому, что правильная посадка облегчает управление мотоциклом и снижает утомляемость. Мотоциклист должен сидеть на седле прямо, не сгибая спины, руки должны быть слегка согнуты и свободно обхватывать руль, колени прижаты к топливному баку, ступни ног свободно стоять на подножках.
При необходимости инструктор производит подгонку положения руля, рычагов и подножек под рост обучаемого с таким расчетом, чтобы тот мог сидеть на седле свободно, без напряжения, стопами обеих ног опираясь на подножки.
Закончив объяснение и показ, инструктор предлагает обучаемому несколько раз выполнить посадку на мотоцикл и сход с него. В ходе тренировки инструктор добивается, чтобы обучаемый научился принимать правильное положение корпуса, головы, ног и рук.

2. Ознакомление с расположением и назначением органов управления. Пользование ими.
Инструктор объясняет и показывает обучаемому расположение органов управления, сообщает их название и назначение, показывает, как ими пользоваться.
Закончив объяснение и показ, инструктор предлагает обучаемому сесть на мотоцикл и изучить расположение рычагов и педалей, а также опробовать их действие. При этом он проверяет, как усвоил обучаемый расположение органов управления.

3. Тренировка в трогании с места, переключении передач и торможении при неработающем двигателе.
Инструктор объясняет, что для трогания мотоцикла с места необходимо:
- подать предупредительный сигнал;
- выжать рычаг сцепления и включить первую передачу;
- плавно отпустить рычаг сцепления, одновременно увеличить частоту вращения коленчатого вала двигате-ля поворотом рукоятки управления дросселем.
Закончив объяснение и показ, инструктор предлагает обучаемому сесть на мотоцикл и выполнить трогании с места. По команде "Раз" обучаемый подает предупредительный сигнал; по команде "Два" выжимает рычаг управления сцеплением и включает первую передачу; по команде "Три" плавно отпускает рычаг управления сцеплением и одновременно увеличивает частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем: (рукоятку следует повернуть примерно на четверть ее оборота).
Тренировка продолжается до тех пор, пока обучаемый не научится свободно действовать рычагами управления при трогании мотоцикла с места.
Закончив тренировку обучаемого в трогании мотоцикла с места, инструктор переходит к отработке с ним приемов переключения передач и торможения.
Инструктор объясняет и показывает обучаемому порядок включения высшей и низшей передач, а также торможения мотоцикла.
Для включения высшей передачи необходимо:
- выключить сцепление, уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем от себя;
- носок стопы левой ноги опустить и подвести под рычаг переключения передач;
- движением стопы вверх (резким, но без удара) переместить рычаг в верхнее положение, после включения передачи рычаг отпустить;
- включить сцепление и увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем на себя.
Для включения низшей передачи необходимо:
- выключить сцепление, уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем от себя;
- подошвой стопы левой ноги нажать на рычаг переключения передач и включить низшую передачу, после включения передачи рычаг отпустить;
- включить сцепление и увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем на себя.
Для торможения мотоцикла необходимо:
- уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя, поворотом рукоятки управления дросселем от себя;
- плавно нажимать носком правой стопы на педаль ножного тормоза и рукой на рычаг управления ручного тормоза.
Закончив объяснение и показ, инструктор предлагает обучаемому сесть на мотоцикл и осуществить по его команде включение высшей и низшей передачи, а также торможение мотоцикла. Тренировка проводится в такой же последовательности, как и при трогании мотоцикла с места.

4. Подготовка двигателя к пуску и пуск его. Прогрев двигателя.
Инструктор объясняет и показывает порядок пуска холодного двигателя. Пуск двигателя осуществляется в два приема: подготовка к пуску; пуск двигателя.
Для пуска двигателя необходимо:
- включить зажигание, нажав ключ зажигания до упора (или повернув его), при этом должна загореться красная лампочка, показывающая, что зажигание включено;
- повернуть рукоятку управления дросселем на четверть оборота на себя;
- пустить двигатель резким нажатием на педаль пускового механизма.
Далее инструктор объясняет, что после пуска двигатель должен поработать на режиме малой частоты вращения коленчатого вала в течение 1-2 мин. Поворотом рукоятки управления дросселем на себя следует сделать несколько раз "перегазовку". Если двигатель при этом свободно увеличивает частоту вращения коленчатого вала и не глохнет, прогрев можно считать законченным.
Для остановки двигателя необходимо:
- уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем от себя;
- выключить зажигание.
Пуск горячего двигателя производится в один прием без подготовки.
Для этого необходимо:
- проверить нейтральное положение рычага переключения передач;
- включить зажигание;
- взяться обеими руками за руль, повернуть рукоятку управления дросселем на четверть оборота на себя, нажатием на педаль пускового механизма осуществить пуск двигателя.
Закончив объяснение и показ, инструктор приступает к тренировке обучаемого. Инструктор предлагает ему занять место у мотоцикла и по командам выполнить подготовку двигателя к пуску, пуск, прогрев и остановку двигателя; пуск и остановку горячего двигателя.

5. Отработка навыков открывания дросселя. Тренировка в трогании с места, переключении передач с низшей на высшую и торможение на мотоцикле с работающим двигателем и поднятым ведущим колесом.
Тренировка обучаемого в трогании с места, переключении передач с низшей на высшую (с высшей на низшую) и торможении мотоцикла уже проводилась при неработающем двигателе, поэтому при тренировке на мотоцикле с работающим двигателем инструктор напоминает, что трогание мотоцикла с места допускается только на первой передаче; включать ту или иную передачу можно лишь после того как будет выключено сцепление; перед включением и переключением передач необходимо уменьшить частоту вращения коленчатого вала двигателя поворотом рукоятки управления дросселем от себя.
Инструктор предлагает обучаемому произвести пуск двигателя, сесть на мотоцикл и по соответствующим командам выполнить: трогание с места; переключение передач с первой до высшей (с высшей до первой); торможение; остановку двигателя.
В ходе тренировки инструктор контролирует действия обучаемого, указывает на допущенные им ошибки, при необходимости повторным показом и тренировкой добивается их устранения.
В конце занятия инструктор предлагает обучаемому выполнить упражнение в целом, включая подготовку двигателя к пуску, пуск его, переключение передач, торможение и остановку двигателя.

Ошибками следует считать:
неправильную посадку, неумение пользоваться органами управления, нарушение правил пуска двигателя, неправильное переключение передач, остановку двигателя по вине обучаемого.

↑ Наверх