Прежде чем выехать на дорогу необходимо осмотреть технику, даже самую дорогую и безупречную на первый взгляд. Первое, что надо проверить это колеса, а вернее давление в шинах. Ели при проверке на глаз возникли сомнения, то произведите проверку манометром. Давление в шинах должно соответствовать рекомендациям в инструкции к мотоциклу и если вы планируете дальнюю поездку, да еще с грузом или пассажиром на борту, то сверьтесь с инструкцией. Дефекты шин - изношенность протектора, вспучивания, расслоения резины, порезы - все это уменьшает безопасность на дороге. Предельная остаточная высота протектора должна быть не менее 0,8 мм.
Так же необходимо произвести осмотр и проверку тормозной системы и цепной передачи на колеса мотоцикла.
Никто не поспорит с тем, что тормоза одна из самых важных систем вашего мотоцикла. Состояние тормозов и сцепления не должно вызывать сомнений. На шлангах не должно быть выявлено порезов и потертостей. Соединения шлангов и цилиндров должны быть герметичными и тормозная жидкость не должна подтекать. Необходимо следить за уровнем жидкости в тормозной системе. Для того, что бы контролировать уровень жидкости в тормозной системе, бачок заднего тормоза выполнен из прозрачного пластика, а басок переднего тормоза оснащен специализированным глазком. Доливать тормозную жидкость необходимо ту же самую, которая уже находится в бачке. Если педаль тормоза проваливается, то необходимо ее прокачать.
Барабанные тормоза оснащены индикатором износа, который выглядит в виде стрелки на оси разжимного кулачка. При нажатии на тормоз этот флажок не должен выходить из участка допускаемого износа. Дисковая тормозная система предусматривает минимальную толщину фрикционного слоя колодки, которая должна быть не меньше 1-1,5 мм. Рабочая поверхность диска не должна иметь рисок и иметь нужную толщину. В инструкции к мотоциклу и на поверхности диска тормоза обычно указывается эта минимальная толщина.
Привод тормозов, сцепления и дросселя должны обладать свободным ходом 1-2 мм. При наличии механического привода, то его трос должен двигаться в оболочке без заеданий и без затруднений совершать возврат при освобождении от усилия. Проверьте крепления кронштейнов рычагов на рулевом управлении. При наличии гидропривода у сцепления вашего мотоцикла, как и в тормозной системе необходимо проверить достаточно ли жидкости в бачке. Внешний осмотр движка и коробки переключения передач заключается в проверке масла и отсутствия его подтекания из картера. Уровень масла необходимо контролировать постоянно, в том числе и при прохождении техосмотра. Для контроля за уровнем масла в крышке или самом картере находится щуп, контрольное отверстие или глазок. При наличии течи масла ее необходимо устранить, а масло заменить или долить.
Если машина имеет цепной привод колеса, то необходимо проверять состояние звездочек и самой цепи. При визуальном осмотре можно выяснить дефекты цепи, износ зубьев звездочек, возможное сильное растяжение цепи. Безопасная поездка на мототехнике вероятна только при верном натяжении цепи, а оно характеризуется беспрепятственного провисания цепи.
Обслуживание колесной подвески требуется производить не так часто, только тогда, кода она прекращает заглушать толчки. Это происходит вследствие подтекания жидкости или износа деталей. Если происходит утечка через сальники, то значит, амортизаторы вот-вот сломаются. Как только нагрузка на амортизаторы увеличивается нужно усилить предварительное поджимание пружин. Если колеса оснащены спицами, то все они должны иметь одинаковое натяжение. Это можно проверить, воспользовавшись средним гаечным ключом и ударяя им по средней части спиц. Если спицы издают звонкий звук, то значит, что они натянуты, верно.
Литые колеса не должны иметь вмятины на ободах или трещины. Если вы их обнаружите, то колесо придется заменить.
Мотоциклы, имеющие боковой прицеп не должны иметь люфт в тех точках, крепится боковой прицеп к раме мотоцикла. Так же отсутствие люфта необходимое условие и для рулевого управления. Подшипники руля не должны заедать, а сам руль должен быть исправен, и не иметь трещин или других деформаций.
Но все-таки самое главное - это оптимистический настрой и исправное здоровье. Так как поездка на мотоцикле требует от водителя полного внимания и уверенности в своих силах. Ваша голова должна быть свободна от любых мыслей, и в дороге лучше отказаться от слушания любимой музыки.
Тимошенко Андрей