Даже коня на скаку остановить сразу не возможно, а уж тем более технику, у которой какой-либо тормозной путь не отнять. В том числе и мотоцикл мгновенно остановить не получится, даже у самого опытного водителя. Тормозной путь - это то расстояние, которое проедет машина после реакции двигателя на выключение при действии тормозных сил.
Затормозить можно по-разному. Можно использовать для этого тормозной момент движка мотоцикла или колесные тормоза. Способов торможения существует несколько. Наименее эффективный способ - это торможение двигателем. Торможение только тормозами так же малоэффективно. Наиболее эффективный способ торможение это использование двигателя и тормозов одновременно. Наряду с этим разделяют несколько видов торможения - экстренное, полное, рабочее и стояночное. Полное торможение осуществляется до полной остановки машины, рабочее - до нужного уменьшения скорости, стояночное - для того, что бы удержать машину на склоне или горе.
Для того, что бы затормозить при помощи движка, необходимо сбросить газ, при этом удерживая рукоятку сцепления. При этом в зависимости от того, какая передача была включена вначале тормозного пути, постепенно осуществляют переход на более низкие передачи (если вы двигались не с первой передачей). Этот метод торможения можно применять, если вы начинаете спускаться с горы или двигаетесь по скользкой дороге, т.е. при имеющемся в запасе промежутке времени для замедления движения. Зачастую после этого включают тормозную систему колес для более быстрой остановки.
При помощи ножного и ручного тормозов желательно производить торможение в одно время с задним тормозом или даже чуть раньше. Зачастую многие новички заблуждаются, предполагая, что эффективность заднего тормоза больше, да и производя торможение ногой, которая много сильнее руки более оправдано. Это далеко ни так. Когда происходит торможение, вес между колесами перераспределяется и на переднее колесо нагрузка возрастает. При этом получается, что эффект от торможения передним тормозом значительно выше. Для того, что бы избежать возможного в этом случае переворота не стоит резко нажимать на тормоз, только и всего. Передний тормоз, безусловно, не блокирует заднее колесо для избегания юза, поэтому правильная регулировка тормозного привода здесь придется очень кстати. При езде по прямой дороге блокирование заднего колеса не опасно, но тут надо четко чувствовать, когда нужно отпустить педаль тормоза и вовремя это сделать.
Использование тормозного момента двигателя и колесных тормозов одновременно значительно сокращает тормозной путь. Если вы двигаетесь при скорости 30 км в час, то остановка произойдет примерно через 5 - 7 метров. Нажимая на тормоз, Вы тем самым разобщаете работу колес и двигателя, при этом нажимая на сцепление до упора. Безусловно, газ при этом должен быть сброшен. После того, как машина остановится, вы должны переключиться на нейтральную передачу.
При использовании комбинирования торможения - движком и тормозными колодками сцепление выжимать не нужно. При этом способе тормозящий момент в движке суммируется с действием колесного торможения. Это необходимо в случаях, когда нужно резко затормозить при непредвидимой ситуации или при преодолении очень крутого спуска. Чем выше скорость движения машины, тем больше тормозной путь, который потребуется для остановки. Помимо этого на расстояние остановочного пути оказывают влияние, как состояние, так и тип дорожного покрытия, степень износа протектора колес, наличие на нем песка, глины или воды, состояние тормозов. Так же большое влияние имеет скорость реакции мотоциклиста, которая составляет в среднем чуть меньше минуты.
Тимошенко Андрей