Устойчивость мотоцикла это его способность сохранять направление движения при различных небольших воздействиях окружающей среды - например, порыв ветра или кочка на дороге. Если устойчивость движения нарушена, то руль будет независимо от действий водителя перемещаться из стороны в сторону. Хороший мотоцикл при правильной регулировке на ровной дороге дает необходимую уверенность.
Двухколесный мотоцикл не может стоять на месте - его устойчивость напрямую зависит от движения. В физике это называется гироскопическим эффектом. Поворот на таком мотоцикле это комплекс действий, при которых необходимо не только повернуть руль, но и наклониться в сторону поворота на нужный угол. Вы не сможете повернуть, зафиксировав мотоцикл в вертикальном положении. При таком повороте контакт колеса с дорогой сместиться, а вместе с ним сместиться и центр тяжести. Это приведет к образованию движущей силы наклона и мотоцикл опрокинется.
При движении по окружности, часть которой является поворот, возникает центробежная сила, и наклон мотоцикла является силой, противодействующей центробежной, что и обеспечивает устойчивость мотоцикла на повороте. Чем больше скорость, тем больше центробежная сила и тем более сильный наклон необходим для преодоления поворота. При очень низкой скорости поворот возможен практически без наклона.
Задача мотоциклиста на повороте состоит в том, что бы его действия были направлены на удержание мотоцикла от опрокидывания. При этом предельная скорость ограничена сцеплением колес с поверхностью дороги. При превышении центробежной силы над силой сцепления мотоцикл теряет устойчивость и падает. Если на мотоцикле установлен круизер или самодельный чоппер, то даже при повороте руля на небольшую величину точка контакта колеса с дорогой смещается на большую величину, что создает большую центробежную силу и опрокидывание более вероятно.
Практика показывает, что на устойчивость двухколесного ТС оказывает большое влияние его исправность. Одно из основных правил - исправность поворота руля - ему не должны мешать никакие факторы. Даже минимальная неисправность может привести к неустойчивости мотоцикла на повороте. Износ рулевых подшипников у мотоцикла солидного возраста влияет на одноколейность движения, что недопустимо. Это может возникнуть и при деформациях рамы, маятника или вилки, неточной регулировки натяжения цепи или неискусно проведенной починки колес. Потеря одноколейности, а вследствие этого и устойчивости двухколесного мотоцикла возможна и при неравномерной нагрузке или сильном боковом ветре.
Следует всегда иметь в виду, что устойчивость мотоцикла-одиночки во время движения во многом определяется опытом водителя. Чем лучше у водителя развит вестибулярный аппарат и зрение, чем больше практика вождения, тем вернее приемы управления и тем больше может быть скорость безопасной езды. Безусловно, что трех-четырех колесные мотоциклы обладают собственной статической устойчивостью и более безопасны при движении.
Боковое колесо мотоцикла с прицепом устанавливают под небольшим углом, не более 5 град, что обеспечивает компенсацию стремления поворота мотоцикла в сторону прицепа вследствие неравномерной загрузки. Так же необходим наклон прицепа на такой же угол, что обеспечивает возникновение момента силы тяжести относительно оси руля. При правильно установленных углах схождения и развала мотоцикл наиболее устойчив и может осуществлять прямолинейное движение без использования рук водителя.
Трех- и четырехколесные мотоциклы в поведении на поворотах существенно отличаются от двухколесных. У них нет возможности отклоняться в сторону, и вследствие этого происходит перераспределение нагрузки между колесами. Для смещения силы тяжести водитель может перемещать свое тело. Перенося свой вес или вес пассажира внутрь поворота, и увеличивая этим нагрузку на внутреннее колесо, мотоциклист увеличивает устойчивость при повороте в сторону коляски. Такой прием используют опытные мотогонщики.
При повороте мотоцикла в сторону, противоположную прицепу на устойчивость влияет сила инерции. Она увеличивает опрокидывающий момент, так как направлена в одну сторону с центробежной силой. При сложении двух сил возникает равнодействующая, которая и дает возможность опрокидывания по оси. Ускорение хоть и уменьшает вероятность падения, но увеличивает вероятность заноса мотоцикла. Если трехколесный мотоцикл оснащен механизмом привода к боковому колесу, то он более управляем и устойчив.
Из всего вышесказанного следует вывод, что при движении любого мотоцикла коэффициента трения между колесом и дорожным покрытием определяет скорость движения на повороте и величину минимально допустимого радиуса поворота.
Тимошенко Андрей